Понедельник, 15.07.2019, 23:35
МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №23 г. Орска...

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 176
Block title
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Мастер-класс по теме: «Проектная деятельность младших школьников как одно из условий реализации ФГОС»
Урлякова И.М., учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 23 г. Орска»
Проектная деятельность младших школьников как одно из условий реализации ФГОС.pptx
Приложение 1. Буклет к семинару.docx
Приложение 2. Памятки по проектной деятельности.docx

Приложение 4.ОТЗЫВ.docx

I. Рефлексивный блок
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…» (Китайская пословица)

Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотели бы  остановиться на некоторых вопросах связанных с организацией проектной деятельности младших школьников. Тема нашего сегодняшнего разговора: «Проектная деятельность младших школьников как одно из условий реализации ФГОС».
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

II. Информационный блок
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. А это и есть врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс  качеств  личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Слайд 2    Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
 Проект в начальной школе это не доклад, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Слайд 3  Характеристика проектного метода
Метод проекта  характеризуется  как:
Личностно – ориентированный;
Обучающий взаимодействию в группе;
Развивающий умения самовыражения, самопрезентациии рефлексии;
Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
Слайд 4 Виды проектов
Различают следующие виды проектов:
      Исследовательские проекты. Они имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.  У них есть:  актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
     Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
     Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
     Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении,  на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров позволяет включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами  школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
     Практико-ориентированные проекты. Их отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
         Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько задач, связанных с реальной жизнью и программным содержанием.  От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
      Учитель же, в свою очередь,  как организатор проектной деятельности,  должен ставить  следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:
Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
Создание условий для формирования и приобретенияисследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности иинициативы,способствую­щих развитию творческих способностей,формирование активной жизненной позиции.
 Слайд 5    В зависимости от направленности проекта выделяются следующие этапы работы над проектом  младших школьников:

Мотивационный этап илиПогружение в проект: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуж­дают, предлагают собственные идеи;

Планирующий — подготовительный этап: определяются тема и цели проекта, фор­мулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовы­ваются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя;  позднее уче­ники сами  собирают материал, работают с лите­ратурой и другими источниками, непосред­ственно выполняют проект; учитель: наблю­дает, координирует, поддерживает, сам яв­ляется информационным источником;

Практический или моделирующий.

< > (Самооценка и координация  готовности к защите проекта)

Защита проекта или презентация.

Рефлексивно-оценочный этап: ученики после представления проекта, участвуют в коллек­тивном обсуждении и содержательной оцен­ке результатов и процесса работы, осущест­вляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллектив­ной оценочной деятельности.

 Слайд 6     Схематично стадии работы над проектом можно представить в виде пяти П: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Представление.
           В некоторых случаях возможно и Шестое «П» проекта — его Портфолио, -  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

                               Прогнозируемые результаты

        Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных  структурных единиц процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, самостоятельности и целеустремленности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.        

     Слайд 7        Основываясь на характеристике и задачах можно выделить следующие группы умений, формируемых  в процессе проектной деятельности в начальной школе:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) умения социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

         Слайд 8         III. Презентация  опыта  работы

        В своей работе, при организации  проектной деятельности учащихся, я   учитываю психолого-физиологические особенности младших школьников.

        У  учащихся этого возраста   наглядно-образное мышление,  любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому темы  детских проектных  работ я  выбираю  в зависимости от содержания учебных предметов или из близких к ним областей.   Для проекта требуется личностно  и социально значимая  проблема, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, находящаяся в зоне ближайшего развития младших школьников. 

Учитываю длительность выполнения учебного проекта или исследования.  В 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме  урочно-внеурочных занятий. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными,  так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить  от 1 до 2-3 месяцев.

Обращаю внимание на структуру проекта.  Дети мл.шк.возраста  не  способны к длительной самостоятельной работе  без участия взрослых, их помощи, анализа и  нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания  мотивации и  руководства организацией проекта    младших школьников выделяется от 4 до 6 этапов, в зависимости от поставленных задач, содержания  и продолжительности работы над проектом.

На этапе проектирования следует помнить, что   в начальных классах учащиеся только приступают к поисково-исследовательской работе и еще не умеют работать с  научно- познавательной литературой, самостоятельно выделять главное, систематизировать, делать обобщения,  планировать свою деятельность. Поэтому на этом этапе от учителя  потребуется  такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.

         Для этого при проектировании я задаю следующие вопросы (они есть у вас в памятках): «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?  Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

       При организации проектной деятельности также необходимо знать Роль учителя в учебном проекте.  Степень активности  и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах различна и ее можно представить в следующей схеме:

           1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,  

           со 2-го до 5-го этапа- учитель -УЧЕНИК,

           Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.

            Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Слайд 9          Чтобы научить ребенка производить самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:

Почему вы начали разрабатывать этот проект?

Правильно ли сформулировали задачу?

Разнообразны ли были идеи?

Соответствует ливыбраннаяидеяпервоначально выдвинутым требованиям?

Удачно ли спланировалии использовали время?

Какой вклад внес каждый участникв общее дело? Оцените свою работу.

Для кого предназначен проект? Учитывались лиместные условия или возрастные особенности?

Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш( ваш) проект?

Была ли достигнута цель? Все ли задачи решены?

Как улучшить проект? Каковы направлениядля дальнейшего исследования? (Эти вопросы есть в памятках)

        Слайд 10.           Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас,  видеофильм, диафильм,  газета, журнал, коллекция, гербарий,  костюм, макет,  модель, наглядные пособия,  плакат. публикация, справочник, словарь,  экологическая программа, книга, сборник  стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник,  представление,  план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия,  путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования,  телепередача. научная конференция,  ролевая,  деловая, спортивная, интеллектуально-творческая игра.

          Презентация.  Особое  внимание в начальной школе требует этап защиты проекта – презентация, где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,  аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта,  самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Слайд 11.         Защита проектов осуществляется  рассказом о своём проекте, в  составлении которого помогают вопросы (тоже есть в памятке):

Почему ты начал разрабатывать этот проект? Кому он предназначен?

Было ли проведено предварительно исследование? Что было выявлено?

Какова основная идея твоего проекта? Какие были у тебя еще идеи? Почему ты их отверг?

Какими требованиями к проекту ты руководствовался?

Какие использовались материалы? Сколько времени потребовалось на выполнение проекта? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?

Какие комментарии ты получил от пользователей или посторонних людей?

Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся  особых результатов  необходимо отметить дипломами или  памятными подарками, не присуждая мест.  В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделить несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации.  Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект», «Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
Также хочу немного остановиться на «Роли родителей моего класса  в организации проектной деятельности».

     Слайд 12      Родители моих учеников являются  активными участниками проектной деятельности, если выполнение проекта     проходит в режиме сочетания урочных,  внеурочных и внешкольных занятий, занимает длительный период.  Предварительно  на родительском собрании, я  разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности  детей, познакомлю  с этапами работы над проектом. Даю  памятки для детей и родителей  по организации работы.  При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение работы над проектом,  иначе губится сама идея метода проекта. А помогали советом,  информацией, организацией работы  в оформлении  проекта,  помогали в индивидуальном планировании, проявление заинтересованности  со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности.     На  этапе погружения в проект родители  помогают в выборе темы; мотивируют детей  в формулировке проблемы, цели и задач проекта. На этапе подготовки   консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и  в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На информационно-поисковом этапе – наблюдают,  контролируют соблюдение правил техники безопасности,  следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают  в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.  На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта.

         Совместная проектная деятельность  в воспитании занимает  особое место, обеспечивает сотрудничество взрослых и детей,  способствует  развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности. Она помогает избежать отрицательных моментов, связанных с возрастными особенностями.  Педагогическое сопровождение учителей и родителей позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника, ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки.   Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступая одновременно и организатором и исполнителем, и экспертом   деятельности.   Полученный эмоциональный заряд служит  стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества, формирует активную жизненную позицию.  Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя, ученика и родителя.                                               

Слайд 13          Типы реализованных детских проектов.
В своей работе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико- ориентируемые, информационные, игровые,  учебные. Хочу представить их вашему вниманию.
Слайд 14          1. Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Проекты:  «Безопасные дороги для веселой детворы»;  «Золотая волшебница осень» (по созданию гербария из  осенних листьев  и подборкой  стихов о деревьях и кустарниках);  «Жизнь птиц зимой».
Слайд 15          2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование,  моделирование, социологический опрос,  интервьюирование. Проекты: «История моей семьи», «Моя малая родина».
Слайд 16         3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в  школьной газете,  в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Проекты «Тайна моего имени», «Безопасный путь от дома в школу».
Слайд 17          4. Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Проекты:  «Мои первые ПЯТЕРКИ»,  «Новогоднее Мульт-шоу», «Зимние забавы»
Слайд 18           5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, особенно для 1 класса. Участвуя в нем, дети  берут на себя роли литературных персонажей, выдуманных героев и т.п.  Результат проекта остается открытым до самого окончания.         Проекты «Живая Азбука», инсценирование «12 месяцев».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Анализ полученных результатов работы по проектной деятельности показывает, что у учащихся повышается уровень сформированности таких ключевых компетентностей как: постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации, письменная коммуникация, устная презентация,  работа в группе. Что является важными требованиями реализации ФГОС.

       Проектная деятельность ставит каждого ученика  в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные  творческие замыслы,  формирует умения поиска информации, учит  слаженно работать  в команде. Это ведет к сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности  и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности,  значит,  берет на себя ответственность за производимое действие.

        Таким образом, подводя итоги,  мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и навыки  самостоятельной организации учебного процесса, т. е. умение учиться.  Что также является важным требованием  реализации ФГОС.

V. Рефлексивный блок

 - Уважаемые гости, обратите внимание на доску. Здесь в виде снежинки представлен кластер из основных понятий сегодняшней встречи. И я хочу дополнить его еще двумя основными словами. Как Вы думаете какие? Да,  проектная деятельность направлена на ученика с целью научить  его учиться. А учить учиться учит учитель.

          И при правильной организации учебного процесса проектная деятельность будет успешна и принесет желаемые результаты.

         - От себя я хочу вам дать памятки, которые помогут в организации проектной деятельности, а вас попрошу для меня заполнить отзыв о нашей встрече.

Слайд 19          - Спасибо за внимание! Желаю Вам творческих успехов и интересных учеников!

Литература.
1.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
2.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.   Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа.  № 6. 2005.
4.  Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
 5.   Воскобойникова Е. А.Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте . Начальная школа №12. 2007.
6.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
7.    Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
8.  Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.   Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
10.  Ляхова Л. В.  Организация научно – исследовательской деятельности учащихся.  Начальная школа.№7. 2009.
11.  Конышева Н. М.  Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы.  Начальная школа. №1 . 2006.
12. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
13. Митрохина  С. В ( заведующая кафедрой  методик начального образования Тульского государственного педуниверситета.№ Методическая подготовка учителя начальных классов в контексте коммуникативных технологий»- ж. «Начальная школа»1 2007. Стр 20-24. 
14. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
15. Новолодская Е. Г.  Реализация творческих проектов при изучении природоведения. Начальная школа. №1. 2008.
16. Назарова Е. В. Метод проектов  в процессе формирования основ  экологического сознания учащихся.  № 4. 2009.
17.   Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
18.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
19. Тихонова К. М. Работа над созданием диафильма с компонентом проектной деятельности. Начальная школа  №12. «2006. Работе по математике.   Начальная школа. № 7. 2004.
20.  Цыварева  М. А.  Метод проектов во внеклассной
21.  Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения.
22. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся  Начальная школа. 2008. № 9.

 

Copyright MyCorp © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz